Олег КУКУШКИН

Так повелось, что уже очень давно мы постоянно видимся с Олегом Кукушкиным на собраниях,заседаниях выставкомов, экспозициях и обсуждениях выставок в Союзе художников, на вернисажах в других выставочных залах и музеях города, на заседаниях Петровской академии наук и искусств, на творческих вечерах и прочих сборищах  по самым разным поводам, а то и вовсе без повода. Всегда эти пересечения оставляют теплое, хорошее впечатление встречи с доброжелательным, внимательным и даже деликатным товарищем, обладающим прекрасным чувством юмора, любящим пошутить и даже подколоть собеседника, но делающим это тактично, тонко и безболезненно.

Разговор с ним, как правило, получается интересным и содержательным, насыщенным неожиданными подробностями, никогда не навязчимы, ободряющим собеседника. Случалось не раз бывать и в его мастерской, куда заглядывал по какому-нибудь делу или приводил студентов Института им.И.Е.Репина - будущих искусствоведов. Спокойно и радушно принимал он посетителей, показывал свои работы, немногословно, но по существу отвечал на возникающие вопросы.

Известный петербургский художник Олег Геннадьевич Кукушкин родился в 1939 году в городе Галиче Костромской области. Вскоре после окончания войны приехал с матерью в Ленинград. Своей маме он многим обязан, благодаря ей, несмотря ни на что, сохранил веру в любовь и бескорыстную дружбу, не совместимую с предательством и подлостью. Недаром именно матери он посвятил одну из своих книг.

Первое высшее образование он получил как архитектор в Ленинградском инженерно-строительном институте. Затем окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. В какой-то мере это определило разносторонность  его творческих  интересов, увлечений и возможностей. Он активно работает в различных жанрах искусства, преимущественно в области пейзажа и портрета, владеет всевозможными техниками и материалами. В его мастерской соседствует керамика, которой он занимался в ранний период творчества, эскизы монументально-декоративных росписей и панно, произведения масляной живописи, а также   графические листы, выполненные карандашом, акварелью, пастелью. Путевые зарисовки и этюды, появившиеся в результате продолжительных командировок, путешествий,  и кроме того многочисленные эстампы, преимущественно в технике цветной литографии.

Изобразительный язык Олега Кукушкина отличается большим разнообразием. Он может быть точным и правдивым, как сказать, «реалистичным»- в пейзаже; может уходить в сторону гротесковой заостренности - в портрете; приобретать качества проникновенной лиричности в городских видах или наделяться юмористической интонацией в работах, предназначенных для детской аудитории; выполненных на сюжеты русских народных сказок.

При внешней своей неспешности, несуетности художник успевает сделать очень многое. Не торопясь, основательно готовясь к предстоящей в поездках работе, часто достаточно сложных, совершенно неприспособленных для этого условиях, он объездил много стран, побывал на различных континентах, участвовал в советских и российских арктических экспедициях, дрейфовал на полярных станциях в Северном Ледовитом океане.
Незабываемые впечатления от этих поездок выливаются в целые серии работ.
В последнее время Олег Геннадьевич подготовил и издал   несколько своих книг, основанных на дневниковых записях, которые художник ведет постоянно и повсеместно. Это «Оазис в Антарктике» (СПб.,2005), «Впереди Северный полюс» (СПб.,2006), «Антарктическая Одиссея
художника» (СПб.,2007), «Арктика-Антарктика  Одиссея художника» (СПБ.,2014) и другие публикации. В них запечатлены реалии повседневной его жизни и работы, где соседствуют разные эпизоды, впечатления, встречи с интересными людьми, забавные случаи, мимолетные, даже почас случайные наблюдения и серьезные размышления и высказывания. Все это вместе складывается, по-своему эпическое повествование.

Характерна следующая фраза из его дневника: «30 мая 1990 г. Пуэрто-Мадрин (Аргентина). Завтра иду рисовать город. На этюды надо взять: этюдник, стул, папку большую, кассетницу с двумя начатыми этюдами, пастель, цветные карандаши, сангину, цанговый карандаш, фиксатив, фотоаппараты, пленки».  Таковы будничные заботы художника, где бы он ни находился, в каком полушарии, на какой широте или долготе. (Координаты судна часто значатся в этих записях.) Недаром он является Действительным членом прославленного Русского Географического общества, в котором состояли П.П.Семенов Тянь-Шанский (между прочим, крупный коллекционер и знаток искусства), Н.Н. Миклухо-Маклай ( кстати превосходный рисовальщик, мечтавший в юности об Академии художеств) и другие наши знаменитые путешественники.

Заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Петровской Академии наук и искусств, Олег Кукушкин на протяжении многих лет ведет большую общественную, организаторскую работу. Его усилиями ( конечно же, при содействии подобных ему энтузиастов - в частности его друга Игоря Отрощенко, к сожалению, рано ушедшего из жизни) в связи с юбилеем города-300-летием со дня основания Северной столицы - было создано несколько великолепных альбомов, включавших работы ведущих графиков Петербурга. Выпуск этих представительных антологий произведений современной оригинальной графики (здесь можно увидеть и офорты, и линогравюры, и ксилографии, и литографии) продолжился и впоследствии. Было выпущено семь альбомов. Все они  посвященны родному городу и его людям, заняли  свое достойное  место в коллекциях крупнейших музеев и библиотек, в том числе Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Российской Национальной библиотеке. На стене в мастерской обращает внимание благодарственное письмо папы римского Иоанна Павла II, присланное в знак признательности за столь щедрый дар петербургских художников.

О глубоком уважении товарищей по цеху и абсолютном доверии коллег красноречиво говорит то обстоятельство, что Олег Кукушкин неоднократно избирался председателем профкома ЛОСХ, заместителем председателя Правления Санкт-Петербургского союза художников, председателем бюро секции графики, одной из крупнейшей в Союзе. Достижения его в творческой сфере по справедливости отмечены почетным званием Лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.

В послесловии к одной из своих  книг художник приводит такой неожиданный образ.  Оказывается, вся его жизнь связана с Пулковским меридианом, который проходит от обсерватории прямо по Московскому проспекту. Здесь он жил, учился в школе, а потом в институте, посещал художественную студию, которой руководил В.Л.Левант, строил свой первый  жилой дом…   Много позже, в 1989 году, Пулковский меридиан повернул его судьбу на юг:  он оказался в Антарктиде на станции Молодежная. В 2004 году  - в ЮАР,  а затем  в снова Антарктиде, на станции Новолазаревская…

Мастерская художника тоже находится на Московском проспекте дом 1. «Кому-то это может показаться просто совпадением, кому-то мистикой. Но это реальность, с которой я иду по жизни!» - говорит Олег.

Быть может, сам характер человека, его ясный  взгляд, его прочный внутренний стержень именно таков, поскольку и он совпадает с нашей российской  точкой отчета, со славным Пулковским меридианом.

С.Н.ЛЕВАНДОВСКИЙ,
старший научный сотрудник Русского музея, Санкт-Петербург