Так повелось, что уже очень
давно мы постоянно видимся с Олегом Кукушкиным на собраниях,заседаниях
выставкомов, экспозициях и обсуждениях выставок в Союзе художников, на
вернисажах в других выставочных залах и музеях города, на заседаниях Петровской
академии наук и искусств, на творческих вечерах и прочих сборищах по самым разным поводам, а то и вовсе без
повода. Всегда эти пересечения оставляют
теплое, хорошее впечатление встречи с доброжелательным, внимательным и даже
деликатным товарищем, обладающим прекрасным чувством юмора, любящим пошутить и
даже подколоть собеседника, но делающим это тактично, тонко и безболезненно.
Разговор с ним, как правило,
получается интересным и содержательным, насыщенным неожиданными подробностями,
никогда не навязчимы, ободряющим собеседника. Случалось не раз бывать и в его
мастерской, куда заглядывал по какому-нибудь делу или приводил студентов
Института им.И.Е.Репина - будущих искусствоведов. Спокойно и радушно принимал
он посетителей, показывал свои работы, немногословно, но по существу отвечал на
возникающие вопросы.
Известный петербургский
художник Олег Геннадьевич Кукушкин родился в 1939 году в городе Галиче
Костромской области. Вскоре после окончания войны приехал с матерью в
Ленинград. Своей маме он многим обязан, благодаря ей, несмотря ни на что,
сохранил веру в любовь и бескорыстную дружбу, не совместимую с предательством и
подлостью. Недаром именно матери он посвятил одну из своих книг.
Первое высшее образование он
получил как архитектор в Ленинградском инженерно-строительном институте. Затем
окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. В какой-то
мере это определило разносторонность его
творческих интересов, увлечений и
возможностей. Он активно работает в различных жанрах искусства, преимущественно
в области пейзажа и портрета, владеет всевозможными техниками и материалами. В
его мастерской соседствует керамика, которой он занимался в ранний период
творчества, эскизы монументально-декоративных росписей и панно, произведения
масляной живописи, а также графические
листы, выполненные карандашом, акварелью, пастелью. Путевые зарисовки и этюды,
появившиеся в результате продолжительных командировок, путешествий, и кроме того многочисленные эстампы,
преимущественно в технике цветной литографии.
Изобразительный язык Олега
Кукушкина отличается большим разнообразием. Он может быть точным и правдивым,
как сказать, «реалистичным»- в пейзаже; может уходить в сторону гротесковой
заостренности - в портрете; приобретать качества проникновенной лиричности в
городских видах или наделяться юмористической интонацией в работах,
предназначенных для детской аудитории; выполненных на сюжеты русских народных
сказок.
При внешней своей
неспешности, несуетности художник успевает сделать очень многое. Не торопясь,
основательно готовясь к предстоящей в поездках работе, часто достаточно
сложных, совершенно неприспособленных для этого условиях, он объездил много
стран, побывал на различных континентах, участвовал в советских и российских
арктических экспедициях, дрейфовал на полярных станциях в Северном Ледовитом
океане.
Незабываемые впечатления от этих поездок выливаются в целые серии работ.
Незабываемые впечатления от этих поездок выливаются в целые серии работ.
В последнее время Олег
Геннадьевич подготовил и издал
несколько своих книг, основанных на дневниковых записях, которые
художник ведет постоянно и повсеместно. Это «Оазис в Антарктике» (СПб.,2005),
«Впереди Северный полюс» (СПб.,2006), «Антарктическая Одиссея
художника» (СПб.,2007), «Арктика-Антарктика Одиссея художника» (СПБ.,2014) и другие публикации. В них запечатлены реалии повседневной его жизни и работы, где соседствуют разные эпизоды, впечатления, встречи с интересными людьми, забавные случаи, мимолетные, даже почас случайные наблюдения и серьезные размышления и высказывания. Все это вместе складывается, по-своему эпическое повествование.
художника» (СПб.,2007), «Арктика-Антарктика Одиссея художника» (СПБ.,2014) и другие публикации. В них запечатлены реалии повседневной его жизни и работы, где соседствуют разные эпизоды, впечатления, встречи с интересными людьми, забавные случаи, мимолетные, даже почас случайные наблюдения и серьезные размышления и высказывания. Все это вместе складывается, по-своему эпическое повествование.
Характерна следующая фраза из
его дневника: «30 мая 1990 г .
Пуэрто-Мадрин (Аргентина). Завтра иду рисовать город. На этюды надо взять: этюдник,
стул, папку большую, кассетницу с двумя начатыми этюдами, пастель, цветные
карандаши, сангину, цанговый карандаш, фиксатив, фотоаппараты, пленки». Таковы будничные заботы художника, где бы он
ни находился, в каком полушарии, на какой широте или долготе. (Координаты судна
часто значатся в этих записях.) Недаром он является Действительным членом
прославленного Русского Географического общества, в котором состояли
П.П.Семенов Тянь-Шанский (между прочим, крупный коллекционер и знаток искусства),
Н.Н. Миклухо-Маклай ( кстати превосходный рисовальщик, мечтавший в юности об
Академии художеств) и другие наши знаменитые путешественники.
Заслуженный художник
Российской Федерации, действительный член Петровской Академии наук и искусств,
Олег Кукушкин на протяжении многих лет ведет большую общественную,
организаторскую работу. Его усилиями ( конечно же, при содействии подобных ему
энтузиастов - в частности его друга Игоря Отрощенко, к сожалению, рано ушедшего
из жизни) в связи с юбилеем города-300-летием со дня основания Северной столицы
- было создано несколько великолепных альбомов, включавших работы ведущих
графиков Петербурга. Выпуск этих представительных антологий произведений
современной оригинальной графики (здесь можно увидеть и офорты, и линогравюры, и
ксилографии, и литографии) продолжился и впоследствии. Было выпущено семь
альбомов. Все они посвященны родному
городу и его людям, заняли свое
достойное место в коллекциях крупнейших
музеев и библиотек, в том числе Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее,
Российской Национальной библиотеке. На стене в мастерской обращает внимание
благодарственное письмо папы римского Иоанна Павла II, присланное в знак
признательности за столь щедрый дар петербургских художников.
О глубоком уважении товарищей
по цеху и абсолютном доверии коллег красноречиво говорит то обстоятельство, что
Олег Кукушкин неоднократно избирался председателем профкома ЛОСХ, заместителем
председателя Правления Санкт-Петербургского союза художников, председателем
бюро секции графики, одной из крупнейшей в Союзе. Достижения его в творческой
сфере по справедливости отмечены почетным званием Лауреата премии Правительства
Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.
В послесловии к одной из
своих книг художник приводит такой
неожиданный образ. Оказывается, вся его
жизнь связана с Пулковским меридианом, который проходит от обсерватории прямо
по Московскому проспекту. Здесь он жил, учился в школе, а потом в институте,
посещал художественную студию, которой руководил В.Л.Левант, строил свой
первый жилой дом… Много позже, в 1989 году, Пулковский меридиан
повернул его судьбу на юг: он оказался в
Антарктиде на станции Молодежная. В 2004 году - в ЮАР,
а затем в снова Антарктиде, на
станции Новолазаревская…
Мастерская художника тоже
находится на Московском проспекте дом 1. «Кому-то это может показаться просто
совпадением, кому-то мистикой. Но это реальность, с которой я иду по жизни!» - говорит
Олег.
Быть может, сам характер
человека, его ясный взгляд, его прочный
внутренний стержень именно таков, поскольку и он совпадает с нашей
российской точкой отчета, со славным
Пулковским меридианом.
С.Н.ЛЕВАНДОВСКИЙ,
старший научный сотрудник
Русского музея, Санкт-Петербург