Рихард Шварц — интересно мыслящий композитор с непростой музыкальной
судьбой. Начав с занятий живописью и написав немало полотен, он пришел к музыке
в достаточно позднем возрасте. Получив в Санкт-Петербургской академии культуры
и искусств профессию дирижера русского народного оркестра, трудясь по этой
специальности, Рихард Рихардович все больше времени уделял сочинению
музыки.
По сути, автор нигде не учился благородному «ремеслу» и постигал всё самостоятельно. Так, к 60 годам его творческий портфель наполнился опусами почти во всех музыкальных жанрах: крупных инструментальных, камерных, хоровых, вокальных. Освоив компьютерные программы, композитор создал синтезаторные версии своих сочинений. Особо выделяются среди них симфонические пьесы.
Поэма для ударных и органа «Когда мечи ковались» и симфония «Финляндия, страна морская» — обе по-своему воплощают патриотическую тему. Они необычны темброво, насыщены сильными эмоциями. Эпические образы развиваются свободно и смело. В «Ковке» — это оружие и мир, в «Финляндии» — грозное море и земледельческая пастораль (вариации на танцевальную мелодию). Привлекает внимание Фортепианный концерт в манере
По сути, автор нигде не учился благородному «ремеслу» и постигал всё самостоятельно. Так, к 60 годам его творческий портфель наполнился опусами почти во всех музыкальных жанрах: крупных инструментальных, камерных, хоровых, вокальных. Освоив компьютерные программы, композитор создал синтезаторные версии своих сочинений. Особо выделяются среди них симфонические пьесы.
К написанию этих работ автора подтолкнули серьезные занятия философией и,
конечно, немецкие корни (предки Шварца приехали в Россию еще при Петре Первом).
Яркий и несомненный талант Рихарда Шварца выражен в оригинальном образном строе
произведений, своеобразных интонациях, нестандартной драматургии, весьма
недюжинном оркестровом мышлении. Его ноу-хау — богатое использование ударных в
колоритных, свежих сочетаниях с другими инструментами.
Поэма для ударных и органа «Когда мечи ковались» и симфония «Финляндия, страна морская» — обе по-своему воплощают патриотическую тему. Они необычны темброво, насыщены сильными эмоциями. Эпические образы развиваются свободно и смело. В «Ковке» — это оружие и мир, в «Финляндии» — грозное море и земледельческая пастораль (вариации на танцевальную мелодию). Привлекает внимание Фортепианный концерт в манере
«постнеобарокко», сплетающий классицистские и современные
интонационно-тембровые блоки.
Нестандартно звучащий рояль, почти энциклопедическое количество новых
сопряжений ударных со всеми имеющимися тембрами, захватывающая пульсация
оригинальной Токкаты (2-я часть) обеспечивают сочинению далеко не последнее
место в ряду опусов, продолжающих традиции Игоря Стравинского. В преддверии
80-летия Р. Шварц бодр и свеж. Недавно закончил работу над ораторией на
животрепещущую тему под названием «Живи, Украина», лелеет замысел оперы.
Кстати, сын Р. Ш., Антон Шварц, пошел по стопам отца, он — автор саундтреков к
тридцати фильмам.