Рихард ШВАРЦ

Рихард Шварц — интересно мыслящий композитор с непростой музыкальной судьбой. Начав с занятий живописью и написав немало полотен, он пришел к музыке в достаточно позднем возрасте. Получив в Санкт-Петербургской академии культуры и искусств профессию дирижера русского народного оркестра, трудясь по этой специальности, Рихард Рихардович все больше времени уделял сочинению музыки.

По сути, автор нигде не учился благородному «ремеслу» и постигал всё самостоятельно. Так, к 60 годам его творческий портфель наполнился опусами почти во всех музыкальных жанрах: крупных инструментальных, камерных, хоровых, вокальных. Освоив компьютерные программы, композитор создал синтезаторные версии своих сочинений. Особо выделяются среди них симфонические пьесы.

К написанию этих работ автора подтолкнули серьезные занятия философией и, конечно, немецкие корни (предки Шварца приехали в Россию еще при Петре Первом). Яркий и несомненный талант Рихарда Шварца выражен в оригинальном образном строе произведений, своеобразных интонациях, нестандартной драматургии, весьма недюжинном оркестровом мышлении. Его ноу-хау — богатое использование ударных в колоритных, свежих сочетаниях с другими инструментами. 

Поэма для ударных и органа «Когда мечи ковались» и симфония «Финляндия, страна морская» — обе по-своему воплощают патриотическую тему. Они необычны темброво, насыщены сильными эмоциями. Эпические образы развиваются свободно и смело. В «Ковке» — это оружие и мир, в «Финляндии» — грозное море и земледельческая пастораль (вариации на танцевальную мелодию). Привлекает внимание Фортепианный концерт в манере
«постнеобарокко», сплетающий классицистские и современные интонационно-тембровые блоки.

Нестандартно звучащий рояль, почти энциклопедическое количество новых сопряжений ударных со всеми имеющимися тембрами, захватывающая пульсация оригинальной Токкаты (2-я часть) обеспечивают сочинению далеко не последнее место в ряду опусов, продолжающих традиции Игоря Стравинского. В преддверии 80-летия Р. Шварц бодр и свеж. Недавно закончил работу над ораторией на животрепещущую тему под названием «Живи, Украина», лелеет замысел оперы. Кстати, сын Р. Ш., Антон Шварц, пошел по стопам отца, он — автор саундтреков к тридцати фильмам.